Цитаты 8 класс русский язык


« Онегин, добрый мой приятель », – говорит А.С. Пушкин о своем герое, знакомя с ним читателя.

*

Прямая речь без слов автора. В таком случае указание на источник дается в скобках.

*

« Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим » (К. Прутков).

*

Гоголь писал, что « при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте ».

*

Цитата – несколько слов – включается в предложение, пишется со строчной буквы и без кавычек.

*

Цитата – несколько слов – включается в предложение, пишется со строчной буквы в кавычках.

*

В.Г. Белинского поражало « разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри ».

*

« На всякого человека, как говаривал дед, другая пропорция » (К.Г. Паустовский).

*

« Муж Татьяны, так прекрасно и так полно. охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:

*

муж Татьяны представляет ей Онегина, как своего родственника и друга ». (В.Г. Белинский).

*

Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем:

*

М. Горький писал: « Герцен – первый русский мыслитель, до него никто не смотрел так разносторонне и глубоко на русскую жизнь.

*

Его ум – ум исключительный по силе, как его язык исключителен по красоте и блеску. ».

*

Иногда возникает необходимость вставить в цитату пояснительный текст. Этот текст в таком случае помещается в квадратные скобки:

*

Цитаты и знаки препинания при них

«Лев Толстой однажды сказал: «Каждый хочет изменить человечество, но никто не хочет изменить себя»».

*

Как говаривал кот Леопольд: «Ребята! Давайте жить дружно!» Это выдержка из устного текста.

*

Употребление цитат – остроумно, указывает на вашу эрудицию, позволяет веско высказать свое мнение. Кроме того, это модно.

*

При этом нужно не только употреблять цитаты к месту, но и правильно оформлять их.

*

– Цитаты могут оформляться как прямая речь (сравним цитируемый текст и оформление цитаты).

*

Возьмем изречение Н. Гоголя «Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека».

*

Н. Гоголь пишет: «Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека».

*

«Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека», – пишет Гоголь.

*

«Как ни глупы слова дурака, – пишет Н. Гоголь, – а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека».

*

Со строчной буквы начинается только авторская речь. После авторской речи на этот раз ставится точка.

*

Чтобы выяснить, как оформляется цитата в таком случае, возьмем одно из рубаи Омара Хайяма:

*

Процитируем высказывание Ф. Достоевского «Человек, умеющий обнимать, – хороший человек».

*

Ф. Достоевский, например, выражает уверенность в том, что «человек, умеющий обнимать, – хороший человек».

*

«Бесполезными пискарями» называет Салтыков-Щедрин обывателей, не желающих участвовать в социальной и политической жизни страны.

*

Посмотрите на высказывание А. Чехова о воспитанных людях. Процитируем несколько фраз из этого высказывания:

*

Воспитанные люди, по мнению А. Чехова, «чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках».

*

8 класс Урок №91-92 Цитаты. Способы цитирования.

– Дайте определение косвенной речи. (Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения).

*

У доски 1 учащийся делает синтаксический разбор, остальные называют устаревшие слова и обороты.

*

– Когда в суффиксах прилагательных и существительных после шипящих пишется О. когда Е?

*

В книге «Путь жизни» Л. Н. Толстой писал: «Наказывать – по-русски значит поучать. Поучать можно только добрым словом и добрым примером».

*

В книге «Путь жизни» Толстой писал о том, что «наказывать – по-русски значит поучать».

*

Чаще всего цитаты оформляются с помощью прямой речи. Обратите внимание, что цитата начинается в этом случае с большой буквы.

*

А. С. Пушкин так характеризует первого русского императора в стихотворении «Стансы»:

*

То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой

*

А) Найдите среди примеров этого упражнения предложение, в котором цитата оформлена с ошибкой.

*

1) Э. Хемингуэй в одной их своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».

*

Б) Запишите текст, расставьте необходимые знаки препинания, объясните их постановку. (Слайд № 12)

*

– К сочинениям на какие темы можно использовать строки Тютчева в качестве эпиграфа? Как оформляется эпиграф?

*

Для того чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.

*

Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении).

*

*

Тема нашего урока «Цитаты». Ребята, попробуйте сформулировать цели урока. Разработаем стратегии оценивания.

*

*

Цитата может представлять собой законченное предложение или не большой текст. Цитировать можно и часть предложения.

*

При этом цитата может вводиться в авторскую речь вводными словами и предложениями или без них.

*

Предложение с прямой речью и словами автора
»Язык, отмечал Чехов, должен быть прост и изящен».

*

Цитата включается в авторский текст, как часть предложения
Он всегда был убежден, что «в человеке все должно быть хорошо».

*

Цитата с пропуском, приведенная не сначала и не до конца (ставится многоточие)
Как писал Пушкин, он «памятник воздвиг себе».

*

Эпиграф пишется в правом углу после формулировки темы без кавычек, на следующей строке автор без скобок.

*

Цитирование в скобках как подтверждение собственных мыслей. В таких случаях кавычки ставятся

*

Пушкин гуманист, противник насилия («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).

*

1.Нет двух поэтов столь существенно-различных, как Пушкин и Лермонтов. (В.Г.Белинский)

*

2.Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. (А.Н.Толстой)

*

Да, были люди в наше время
3.Свое восхищение осенней природой высказал Пушкин в следующих строчках

*

Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова
Найти в разных источниках высказывания и процитировать.

*

3) Нет ни чего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова (М. Горький).

*

4) Язык это орудие мышленияобращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Н. Толстой).

*

*

• Запишите предложения с прямой речью, разорвав их словами автора. Места разрыва обозначены галочкой. Вычертите рядом схемы.

*

• предложениями с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»;

*

• предложениями с вводными словами: По слоВам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».

*

Цитата из стихотворений в кавычки не заключается, если соблюдена стихотворная строка.

*

• Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры.

*

Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

*

12. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

*

8).М.Горький считал что когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом это дает красоту и силу ему.